Естественная монополия


Естественная монополия

Естественная монополия [na­tural monopoly] — 1. Ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос  в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют устойчивый спрос независимо от  изменений цены, даже значительных, поскольку эти товары оказывается невозможным заменить другими (пример: система электроснабжения города). 2. Собственно, отрасль, фирма, находящиеся в такой ситуации.

В условиях Е.м. производство продукции одной фирмой при любом выпуске выгодней, чем производство двумя или более фирмами.

Иными словами, оптимальный размер фирмы настолько велик относительно рынка, на котором она действует, что для других фирм на этом рынке не остается места и она может удовлетворить спрос на данный продукт с затратами меньшими, чем если бы на рынке действовали  две или более фирм. Новичкам просто нерентабельно вступать в  рынок такого товара. (Но, конечно, научно-технический прогресс в некоторых условиях может и разрушить естественную монополию).

В России Федеральный закон «О естественных монополиях» предусматривает ценовые ограничения ( установление цен и тарифов или их предельного уровня), определение потребностей, подлежащих обязательному удовлетворению и  (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности полного удовлетворения потребностей в  товаре, производимом естественной монополией. Через органы регулирования, наделенные высокими полномочиями (федеральные комиссии) , Законом регулируется деятельность субъектов Е.м. в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов,, а также газа по  трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных  терминалов, портов, аэропортов; услуги  почтовой связи.


Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. . 2003.

Смотреть что такое "Естественная монополия" в других словарях:

  • ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — (natural monopoly) Монополия, основанная на подавляющем преимуществе в издержках для присутствующей на рынке фирмы. Естественная монополия может существовать потому, что она обладает некоторыми уникальными природными ресурсами, например шахтой с… …   Экономический словарь

  • Естественная монополия — монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними… …   Финансовый словарь

  • Естественная Монополия — (natural monopoly) Монополия, при которой минимально эффективный объем производства превышает или равен совокупному спросу, как, например, в распределении электроэнергии. В общем плане монополии могут существовать в результате барьеров для… …   Словарь бизнес-терминов

  • естественная монополия — 1. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективно в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара …   Справочник технического переводчика

  • ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения …   Юридическая энциклопедия

  • Естественная монополия — состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а… …   Политология. Словарь.

  • Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере… …   Официальная терминология

  • Естественная монополия — (англ natural monopoly) в РФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства …   Энциклопедия права

  • Естественная монополия — Монополия (от греч. μονο (mono)  один и πωλέω (poleo)  продаю)  фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких …   Википедия

  • естественная монополия — признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен (например, сфера действия авторского права), выгоден государству и всему населению (например, трубопроводная и… …   Энциклопедический словарь


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.